Top.Mail.Ru
NEW SALE
Меню
Советы родителям

Как изменилась детская субкультура и что с этим делать: экспертный подход

Культура детства, как и другие сферы жизни современного человека, во многом изменилась, оказавшись под влиянием урбанизации.
Исследуем, что именно поменялось и какие меры требуются, чтобы сохранить идентичность и самобытность детской субкультуры
Как изменилась детская субкультура и что с этим делать: экспертный подход


Мир современного ребенка разительно отличается от мира детей, росших 20, 30, 50 или 70 лет назад. Технический и технологический прогресс, глобализация и ее новые нормы, и наконец урбанизация – все эти процессы воздействуют на все человечество.

Если рассматривать детскую субкультуру как обособленное явление, напрашивается неутешительный вывод:

Мир современного ребёнка настолько переполнен и при этом регламентирован, что в условиях большого города сама идея детства как будто бы невозможна в её привычном понимании


Как урбанизация повлияла на детскую субкультуру, изучил педагог Александр Савенков, доктор педагогических и психологических наук, профессор МГПУ, а мы дополнили его выводы практическими рекомендациями.

Детская субкультура и урбанизация

Урбанизация – исторически обусловленный процесс повышения роли городов в развитии общества. Она оказывает влияние на демографию населения и его миграцию, образ жизни и производительность, социально-культурную и профессиональную сферы и пр.

Урбанизация характерна для развития цивилизаций и культур, с ней связаны ведущие достижения человечества. Поэтому это явление прослеживается при изучении как современных государств, так и древних: Египта, Сирии, Месопотамии, Малой Азии, Индии, Китая и др. Вавилон, Афины, Иерусалим или Рим – из курса истории мы хорошо знаем примеры городов, которые становились политико-экономическим и культурным сердцем огромных империй.

Детство и детская субкультура как социокультурное явление не могли остаться вне контекста урбанизации. Несмотря на то, что детство как феномен впервые обозначилось в 13 веке, а предметом научного изучения стало только в 18 веке, представления о жизни детей, их образовании, воспитании и досуге встречаются во всех культурах.

В Европе урбанизация оказала особое влияние на детскую субкультуру из-за научно-технического прогресса и индустриализации, начавшихся в 19 веке. В нашу страну эти процессы пришли в небольшим запозданием.

В России урбанизация в полной мере проявила себя в середине 20 века – в советское послевоенное время. По мнению Александра Савенкова, ключевой причиной в тех изменениях детской субкультуры, которые мы видим сегодня, стало смешение городской и сельской культур, начавшееся в 1950-х гг.


Как изменилась детская субкультура

В т.з. культурных особенностей, влиявших на многообразие детской субкультуры, разделение между сельской (в т.ч. деревенской) и т.н. городской культурой сыграло огромную роль и существовало вплоть до 20 века. В его основе лежали:

📑   сословное деление,

📑   представление о высших и низших образцах культуры,

📑   разделение на духовную и светскую культуру, а также народную,

📑   кардинально разные возможности для образования детей: доступность и недоступность обучения, различие форматов.


События начала 20 века и появление советского государства обозначили новые требования к детской субкультуре:

📑   ориентированность на коллективное;

📑   бесклассовость и равноценную значимость для каждого ребенка;

📑   эстетические и этические нормы, актуальные для растущего советского человека.

Начиная с 1950-х гг., дети усваивали жизненные нормы в обстановке дворовых сообществ, которые п-р Савенков выделяет как основной формат детской коммуникации. Они формировали их самоидентичность, стрессоустойчивость, навыки коммуникации.


Сегодня дворовые сообщества как часть детской субкультуры как бы существуют, но разительно отличаются от прежних образцов. Во главе организации детского досуга и общения стоит чрезмерная безопасность, за ней – опасения родителей


Поэтому, по мнению Александра Савенкова, современную детскую субкультуру характеризуют:

📑   минимизация самостоятельности у детей,

📑   сокращение живого общения,

📑   пустые дворы,

📑   структурированная и регламентированная взрослыми досуговая деятельность,

📑   излишняя «взрослость» среды (в т.ч. благодаря гаджетам и неконтролируемому медиапотреблению),

📑   формальный подход к проектированию и организации игровых зон для детей и подростков в городской среде: оснащение тренажерного типа, однотипность в дизайне и форматах,

📑   сильно изменившаяся игровая культура без пространства для фантазии и творчества.


Почему важно обратить внимание на проблему

По мнению Александра Савенкова, как уникальный социокультурный феномен детская субкультура деформируется и вырождается. Под угрозой находятся особые нормы и правила поведения в детской среде, неформальное общение, фольклор и игры как явление, их воспитательный и развивающий потенциал.


Как решить проблему в условиях городской среды

По итогам исследования «Как урбанизация повлияла на детскую субкультуру», Александр Савенков считает, что в условиях городской среды особенно важно вернуть детям возможность:

📑   для неформального общения,

📑   для поддержания дворового сообщества как ключевого инструмента социализации,

📑   для самостоятельной творческой активности.

При должном комплексном подходе эти факторы сыграют значительную роль, чтобы сохранить детскую субкультуру и ее специфические особенности.


Практические решения для сохранения детской субкультуры


Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса и не замедлят испортиться. У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у их это умение нашим. Дайте детству созреть в детях»,
Жан-Жак Руссо, из трактата «Эмиль, или О воспитании» (1762 г.)


Подавайте пример: знакомьтесь и общайтесь во дворе. Выделите время, чтобы найти единомышленников среди родителей и детей

Знакомство можно завести в домовом чате или в живую. Так вы сможете организовать детей, решить вопрос коммуникации и безопасности, а двор перестанет пустовать. Сперва на совместные прогулки можно выходить всем вместе, затем отпускать детей самостоятельно.


Рассказывайте детям об играх

Соберитесь вместе и обсудите, какие игры знают дети. Возможно, вы удивитесь, но салочки, «Картошка» или «Светофор» по-прежнему в ходу у детворы. Научите детей играм посложнее, а еще поделитесь своим детским опытом.

Если у вас есть хорошие знакомые среди соседей с детьми, предложите организовывать совместные мероприятия во дворе: эстафеты или большие командные игры.

Если вам не хватает знаний в области игр, почитайте историю, методические рекомендации или подборки с описанием сути игр и правил. Например, от нашего эксперта


Доверяйте детям и давайте им больше самостоятельности

Воспитать в ребенке самостоятельность получится, только давая ему возможность проявлять себя. Игры во дворе со сверстниками – отличная зона ответственности, благодаря которой можно отточить навыки самоорганизации и веса обещания.


Заведите совместный инвентарь для игр в вашем дворе

Договоритесь с другими родителями о покупке инвентаря, определите место, где можно в доступе хранить инвентарь и дайте детям возможность играть в разные игры. Большой бюджет на такую инициативу не потребуется: сегодня игрушки и инвентарь для уличных игр можно выбирать, а стоят они недорого.


227
Комментариев еще нет — ваш может стать первым
Почитать ещё