Top.Mail.Ru
NEW SALE
Меню
Советы родителям

120 лет со дня рождения Аркадия Гайдара: чем актуальны его произведения

Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия Голиков, 1904-1941 гг.) более полувека входил в десятку самых популярных и знаковых писателей в библиотеке советского школьника. Однако в 1990-х гг. его произведения пропали из школьной программы и утратили прежний вес у юного читателя. По случаю 120 лет со дня рождения Аркадия Гайдара размышляем, остались ли его книги актуальными и что они могут дать современному ребенку.
120 лет со дня рождения Аркадия Гайдара: чем актуальны его произведения

Навстречу читателю

«Тимур и его команда» (1940), «Чук и Гек» (1939), «Судьба барабанщика» (1939), «Мальчиш-Кибальчиш» (1935) – эти и другие названия повестей, рассказов и сказок Гайдара были на устах, наверное, у каждого ребенка в СССР. Книга за книгой, его произведения неизменно становились большим событием и получали щедрый отклик.

Всенародную любовь писатель заслужил, неизменно приходя к своей аудитории с открытым сердцем.


«Я их просто люблю… Ни один учитель, ни один вожатый не привлечет к себе детей, если он их не любит»,

– цитировал Гайдара уже после его смерти детский писатель и журналист Рувим Фраерман в журнале «Вожатый» (№5, 1948 г.).


Как и многие современники, в 13 лет Аркадий Гайдар с энтузиазмом примкнул к большевистскому движению и искренне воспринял революционно-романтические идеи, на которых строилось молодое Советское государство. С юношеских лет активно совмещал писательско-журналистскую деятельность с военной службой. Так, в 1922-м 18-летний Гайдар участвовал в боевых действиях уже в статусе командира отряда. В 20 лет, в 1924-м, был вынужден покинуть армию вследствие контузии головы.


Сегодня сложно в полной мере осознать, сколько страшных событий пережил Гайдар подростком и юношей в период с 1917 по 1924 гг. Стал не только их очевидцем, но и участником. Несмотря на безумное историческое время, царившее насилие гражданской войны и, очевидно, собственный ожесточенный опыт,


Аркадию Гайдару удалось сохранить внутри человеческое, нравственное, высокоморальное. И именно с таким посылом он обратился к детям.


Секрет успеха Аркадия Гайдара

Среди детско-юношеских писателей советского периода вряд ли найдется автор, оказавший столь большое влияние на нравственно-культурную жизнь советских школьников, их ценности и личностные качества.


В литературном портрете Гайдара писатель Константин Паустовский отмечал: «Детей, особенно мальчишек, он знал насквозь, с одного взгляда, и умел говорить с ними так, что через две-три минуты каждый мальчишка готов был по первому слову Гайдара совершить любой героический поступок».


Секрет успеха – в отношении писателя. Автор книг о жизни и творчестве Гайдара Борис Емельянов подмечает, что дружба Аркадия Петровича с ребятами всегда была искренней и в ней не было места чему-то понарошку. «Тут я уже сам ищу дорогу. Она не всегда гладкая и ровная. Ребята прихотливый народ», – констатировал писатель.


В размышлениях, приводимых Рувимом Фраерманом, Гайдар анализировал, что дети «не любят слишком добрых»: с ними «не нужно быть ни строгим, ни добрым», а «лучше всего быть серьезным».


О чем писал Аркадий Гайдар

В диапазоне сюжетов Гайдара:

📔 военно-патриотическая тематика: повесть «Р.В.С.» (1926); повесть «Военная тайна», куда вошла «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове» (1935); неоконченная повесть «Бумбараш» (1937) и др.;


📔 лирико-бытовые зарисовки: рассказы «Голубая чашка» (1936) и «Чук и Гек» (1939);


📔 социально ориентированные произведения: повести «Судьба барабанщика» (1939), «Тимур и его команда» (1940);


📔 философские размышления: сказка «Горячий камень» (1941);


📔 автобиографическая рефлексия: «Школа» (1930).


Серьезный, обстоятельный, с активной жизненной позицией, Аркадий Гайдар видел в своих читателях столь же серьезных, открытых, многогранных юных людей. Поэтому в его произведениях находится место доброму, по-юношески озорному юмору – верному средству преодолевать все препятствия. Нередко ощущается пафос – прием, который подкупает молодую романтичную аудиторию, помогает донести до нее особо важные идеи и ценности.


Аркадий Гайдар писал о дружбе и товариществе, подлинном и мнимом во взаимоотношениях людей, о доверии и уважении между детьми и взрослыми. Размышлял об истоках взросления, неизбежности перемен и жизненных противоречиях. Искал смысл жизни и ответы на животрепещущие вопросы: как победить социальное неравенство; в чем истинная красота человека; где грань между добром и злом.


Через яркие динамичные сюжеты Гайдар умело выстроил со своим читателем доверительные отношения. И этого доверия с лихвой хватило на несколько поколений. Яркий пример тому – многомиллионное движение «тимуровцев», возрождающееся с периодичностью в разных уголках России (и в новом формате набирающее популярность в наши дни).


Почему стоит читать книги Гайдара сегодня

Спустя 120 лет со дня рождения Аркадия Гайдара вопрос, а могут ли его книги откликнуться современному ребенку, по-прежнему остается актуальным. После распада СССР имя писателя нередко звучало в обсуждениях о пользе и вреде детской литературы советского периода. На Гайдара навешали множество не самых приятных ярлыков, и отсутствие его произведений в основной школьной программе – результат этих процессов.


Между тем, произведения Гайдара могут служить яркой иллюстрацией в изучении истории нашей страны. Все-таки обозревать прошлое и ушедшие эпохи легче, когда юный читатель может увидеть их глазами сверстников и сопереживать им.


Язык повестей и рассказов Аркадия Петровича, их сюжеты по-прежнему остаются хорошим материалом для развития детей: от навыка выразительного чтения до умения анализировать. Гайдар воспитывал ребят в любви к Родине, с пониманием, что такое честь, достоинство, человеческое уважение. Эти возможности во многом созвучны современному вектору образования и воспитания.


Удивительно, как Гайдар, бок о бок прошедший в подростковом возрасте со сверсниками суровейшую школу военно-революционных лет, сохранил способность глубоко выражать эмоциональную силу и хрупкость, импульсивность и противоречивость подросткового возраста. Герои Гайдара получались острохарактерными, разноплановыми и не были «картонными» (даже там, где требовалось четкое деление на хороших и плохих). Пожалуй, встречи с такими хочется пожелать и современному читателю.

2280
Комментариев еще нет — ваш может стать первым
Почитать ещё